История

ООО «Электротяжмаш - Привод» (преемник Лысьвенского машзавода «Привод») имеет богатую 75-летнюю историю. Предприятие создавалось в эпоху формирования и перевооружения базовых отраслей российской экономики середины прошлого века. Коллегия Наркомата электрической промышленности СССР утвердила плановое задание на строительство Лысьвенского турбогенераторного завода (ЛТГЗ) 22 мая 1939 года. Однако в планы вмешалась Великая Отечественная война. Только 21 июля 1948 года вышло постановление Совета министров СССР «О строительстве турбогенераторного завода Минэлектропромышленности в городе Лысьве» («Электротяжмаш-Привод») и в декабре 1951 года был сдан в эксплуатацию первый производственный корпус, а 5 октября 1952 года литейный цех выдал первую плавку.

Строительство ООО «Электротяжмаш-Привод»

Восстановление экономики проходило в сложных условиях – страна понесла огромные потери. Народное хозяйство нуждалось в широком спектре новых мощных электрических машин. Перед заводом была поставлена задача - в кратчайшие сроки ввести в строй мощности для выпуска турбогенераторов (единичной мощностью до 25 тыс.кВт), затем – освоить выпуск синхронных двигателей для компрессорных установок, гидрогенераторов (от 10 до 25 тыс.кВт), а также мощных асинхронных двигателей.

Вся последующая биография ЛТГЗ складывалась из поэтапного выполнения масштабных государственных планов. Каждое из десятилетий становилось важным шагом на пути технологического совершенствования производства.

  • 1950-e. Начало производства синхронных электродвигателей, турбогенераторов и гидрогенераторов.

    В 1953 году завод выпустил первый синхронный двигатель ДСК, а в 1957 году потребителям была отправлена уже тысячная машина.

    Важной технической и производственной победой в 1955 году стало изготовление первых турбогенераторов мощностью 750 и 1500 кВт серии Т2 – сложнейших электрических машин, разработанных ленинградским заводом «Электросила».

    Лысьвенские турбогенераторы применялись на большинстве изолированных энергетических объектов, обеспечивающих электроэнергией отдаленные от магистральных линий электропередач молодые города и поселки, нефтяные и газовые промыслы, прииски и рудники.

    Продукция с маркой ЛТГЗ поставлялась на строительство КамГЭС, Березниковского калийного комбината, Волго-Донского судоходного канала, метро в Ленинграде.

    Электрические машины нашли широкое применение в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности.

    Значимой вехой в развитии предприятия стал 1959 год, когда после масштабной реконструкции завод вырос почти в два раза, став одним из крупнейших в отрасли. Он получил право самостоятельно разрабатывать мощные электрические машины, изготавливать их и обеспечивать пуско-наладочные работы на объектах заказчиков.

  • 1960-e. Наращивание мощности выпускаемых электрических машин до 30 МВт. Начало выпуска синхронных турбодвигателей для нефтегазовой отрасли.

    Развитию нового потенциала было подчинено все следующее десятилетие. ЛТГЗ освоил производство двигателей СТМ, унифицированных с серией турбогенераторов Т2, а также 57 новых уникальных типов электрических машин. Было налажено производство самых тяжелых и сложных для того времени электрических машин мощностью до 30 МВт и турбогенераторов Т2-12 мощностью 12 МВт.

    Тогда же начались первые поставки продукции за рубеж.

    В 1966 году Лысьвенский завод открыл новую страницу в истории отечественного электромашиностроения, запустив в производство головной образец новой модели быстроходного синхронного турбодвигателя для нефтяников. Уже к концу десятилетия начался серийный выпуск двигателей серии СТД, насчитывающих 14 типоразмеров по мощностям. В этот же период нефтяной промышленности был предложен головной образец маслонаполненного двигателя.

  • 1970-e. Выпуск первых тяговых генераторов для тепловозов. Начало выпуска асинхронных взрывозащищенных электродвигателей.

    В 1970-е годы линейка продукции предприятия расширилась за счет освоения производства тяговых генераторов для тепловозов, а также асинхронных взрывозащищенных электродвигателей.

    Для карьерных шагающих экскаваторов предприятие освоило выпуск мощных двигателей постоянного тока.

    В конце 1970-х начале 1980-х годов ЛГТЗ собрал первый генератор с водородным охлаждением мощностью 63 МВт для тепловых станций и начал производство генераторов для газотурбинных электростанций.

  • 1980-e. Производство турбогенераторов с водородным охлаждением мощностью до 63 МВт и генераторов для газотурбинных электростанций.

    В конце 70-х начале 80-х на заводе был собран первый генератор с водородным охлаждением мощностью 63 МВт для тепловых станций.

    В 1981 году за создание серии синхронных турбодвигателей группе работников присвоено звание лауреатов Государственной премии.

  • 1990-e. Начало выпуска генераторов с воздушным охлаждением мощностью до 63 МВт, турбогенераторов для газотурбинных электростанций мощностью до 12 МВт и тяговых электродвигателей.

    В начале 1990-х годов ЛТГЗ одним из первых в России и первым в Лысьве прошел процедуру акционирования, сменив название на «Привод». Несмотря на трудный период перехода страны на новые рыночные отношения, а также общий упадок промышленного производства завод не только выстоял, но и продолжал развиваться. К этому периоду, в частности, относится начало производства генераторов с воздушным охлаждением мощностью до 63 МВт, турбогенераторов для газотурбинных электростанций (до 12 МВт) и тяговых электродвигателей магистральных и маневровых тепловозов.

  • 2000-e. Производство комплектов тягового электрооборудования для городского транспорта, гидрогенераторов мощностью до 66 МВт, турбогенераторов серии ТТК мощностью до 110 МВт.

    Новое тысячелетие дало серьезный импульс для активизации производства. Реформа энергетической отрасли России подтолкнула добывающие и перерабатывающие компании к строительству и реформированию своих энергообъектов, увеличивая спрос на новое оборудование. ООО «Электротяжмаш-Привод» стал одним из ключевых поставщиков генерирующих мощностей для собственной энергетики нефтяных, металлургических холдингов, среди которых «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», Новолипецкий металлургический комбинат, Кондапожский ЦБК.

    Предприятие расширяет линейку турбогенераторов для газовых и паровых турбин, что позволяет выйти на рынок оборудования для электростанций с агрегатами мощностью 16 МВт и выше.

    С 2004 года завод поставляет асинхронные двигатели ДАТЭ-170 для современных вагонов метро «Русич». Изготовлен уникальный тяговый агрегат для первого российского газотурбовоза ГТ-1 и его последней модификации ГТ1h-002. Освоен выпуск электрооборудования для тепловозов с асинхронным приводом.

    В 2007 году успешно прошли заводские испытания первого в России регулируемого взрывозащищенного синхронного электродвигателя РВСД мощность 14 МВт для применения на нефте- и газопроводах в качестве эффективной и более экологичной альтернативы газовым турбинам.

    В 2008 году впервые в России начато производство турбогенераторов принципиально новой конструкции, с трубчатым корпусом, серии ТТК мощностью до 110 МВт.

  • 2010-e. Выпуск первых асинхронных взрывозащищенных электродвигателей для ГЦНА АЭС. Пэкеджирование газотурбинных и газопоршневых электростанций.

    После 2010 года практически с нуля освоен выпуск первых асинхронных электродвигателей серий ДАВЗ и двухскоростных ДАВДЗ для главных циркуляционных насосных агрегатов АЭС. Двигатели запущены в эксплуатацию на Калининской и Ростовской АЭС, Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2.

    В сотрудничестве с General Electric (США) получен первый опыт пэкеджирования газотурбинных электростанций. Сконструированы и изготовлены тихоходные явнополюсные генераторы для газопоршневых электростанций Kawasaki Heavy Industries (Япония). Вместе с Rockwell Automation (США) реализованы проекты по высоковольтному частотно-регулируемому приводу.

    Качество и надежность продукции ООО «Электротяжмаш-Привод» закрепило многолетнее плодотворное сотрудничество с крупнейшими нефтегазовыми компаниями («Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», Роснефть», «Татнефть»). Одним из крупнейших заказчиков становится «Сургутнефтегаз».

    В области возобновляемой энергетики производство гидрогенераторов было и остается одним из ключевых направлений работы компании с момента основания и по сегодняшний день. За годы работы реализованы многочисленные проекты в России, а также ближнем и дальнем зарубежье. Опыт поставок крупных электрических машин в такие максимально удаленные от России регионы как Чили, Эквадор и Панама подтвердил способность компании работать на глобальном уровне.

    Одно из приоритетных направлений работы ООО «Электротяжмаш-Привод» – участие в программе импортозамещения и локализации производства импортной продукции. К примеру, разработка и изготовление асинхронных взрывозащищенных двигателей серии ДАРБ для работы в качестве главного привода современных буровых установок позволило заменить аналогичную продукцию европейских и китайских производителей.

    В программу импортозамещения вошли также высокоскоростные электроприводные агрегаты с частотным регулированием. Высокооборотные взрывозащищенные асинхронные двигатели мощности мощностью до 10.5МВт и скоростью вращения до 6300об/мин серии ДАВП не имеют аналогов в России.

    Новые машины, выпускаемые предприятием, обладают техническими характеристиками, аналогичными качественным параметрам изделий ведущих мировых компаний или даже превосходят их по ряду параметров. Они имеют больший запас прочности в суровых климатических условиях промыслов, а также устойчивость при сбоях в электросетях.

    Наработки, полученные при проектировании гребного двигателя мощностью 3.5МВт, позволили предприятию выиграть тендер на разработку и изготовление комплекса синхронных реактивных электродвигателей привода гребных винтов, а также асинхронного электродвигателя для подруливающего устройства мелкосидящих российских ледоколов.

Сегодня ООО «Электротяжмаш-Привод», продолжая традиции Лысьвенского турбогенераторного завода, входит в число крупнейших в России производств по выпуску силового электрооборудования. В его стратегических планах – дальнейшее расширение линейки выпускаемой продукции с ориентацией традиционные и новые, только зарождающиеся отрасли российской экономики.