История

История "Электротяжмаш-Привод

«Электротяжмаш-Привод» является одним из крупнейших машиностроительных предприятий России в области разработки и изготовления электрических машин.

Плановое задание о строительстве Лысьвенского турбогенераторного завода коллегия Наркомата электрической промышленности утвердила 22 мая 1939 года. Однако с началом Великой Отечественной войны все строительные работы были свернуты. Они возобновились только после Победы, когда страна крайне нуждалась в электроэнергии и в новых мощных электрических машинах для восстановления народного хозяйства. Первый производственный корпус был сдан 27 декабря 1951 года, а 5 октября 1952 года пущен литейный цех, выдана первая плавка. Основная задача тех лет – ввод в кратчайшие сроки мощностей для производства турбогенераторов до 25 тысяч кВт, затем – освоение выпуска синхронных двигателей для компрессорных установок, гидрогенераторов мощностью от 10 до 25 тысяч кВт, мощных асинхронных двигателей.

1950-e Начало производсва синхронных электродвигателей, турбогенераторов и гидрогенераторов

В 1953 году завод выпустил первую электрическую машину – синхронный двигатель ДСК, а в 1957 году с завода отгрузили тысячную машину. В это же время на заводе приступили к освоению производства товаров народного потребления.

Важной технической и производственной победой коллектива стало начало выпуска в 1955 году первых турбогенераторов мощностью 750 и 1500 кВт серии Т2 – сложнейших электрических машин, разработанных на заводе «Электросила». Лысьвенские турбогенераторы применялись на большинстве энергообъектов, поставлявших электроэнергию для отдаленных от магистральных линий электропередач молодых городов и поселков, нефтяных и газовых промыслов, приисков и рудников. Продукция с маркой ЛТГЗ поставлялась на строительство КамГЭС, Березниковского калийного комбината, Волго-Донского судоходного канала, метро в Ленинграде. Широкое применение электрические машины лысьвенского производства нашли в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической и газовой промышленностях.

В 1959 году была проведена реконструкция ЛТГЗ, после которой завод вырос почти в два раза и стал одним из крупнейших предприятий отрасли. Предприятие получило возможность самостоятельно разрабатывать мощные электрические машины, изготавливать их и обеспечивать пуско-наладочные работы на объектах заказчиков. В течение последующего десятилетия ЛТГЗ освоил выпуск двигателей СТМ, унифицированных с серией турбогенераторов Т2, а также 57 новых типов электрических машин, каждый из которых был уникальным, начал поставлять продукцию за рубеж. Завод освоил производство самых тяжелых и сложных в то время электрических машин, турбогенераторов Т2-12 мощностью 12 МВт.

1960-e Наращивание мощности выпускаемых электрических машин до 30 МВт. Начало выпуска синхронных турбодвигателей для нефтегазовой отрасли.

В начале 60-х годов коллектив конструкторов начал разработку новой модели быстроходного синхронного турбодвигателя для нефтяной отрасли страны. Головной образец машины серии СТД был запущен в производство уже в 1966 году, открыв тем самым новую страницу в истории отечественного электромашиностроения.

В конце 60-х был начат серийный выпуск двигателей серии СТД, насчитывавшей 14 типоразмеров по мощностям. Тогда же завод выпустил головной образец маслонаполненного двигателя для нефтяной промышленности.

1970-e Выпуск первых тяговых генераторов для тепловозов.Начало выпуска асинхронных взрывозащищенных электродвигателей.

Для передвижных (шагающих) экскаваторов «Уралмашзавод» освоено производства мощных машин постоянного тока. К 1978 году за выдающиеся успехи более 200 работников завода были отмечены государственными наградами

1980-e Производство турбогенераторов с водородным охлаждением мощностью до 63 МВт и генераторов для газотурбинных электростанций.

В конце 70-х начале 80-х на заводе был собран первый генератор с водородным охлаждением мощностью 63 МВт для тепловых станций.

В 1981 году за создание серии синхронных турбодвигателей группе работников присвоено звание лауреатов Государственной премии.

1990-e Начало выпуска генераторов с воздушным охлаждением мощностью до 63 МВт, турбогенераторов для газотурбинных электростанций мощностью до 12 МВт и тяговых электродвигателей.

В начале 90-х гг. ХХ века завод одним из первых среди государственных предприятий России и первым в Лысьве прошел процедуру акционирования. Предприятие стало называться «Привод». Несмотря на сложный период формирования рыночных отношений в России, общий упадок промышленного производства в стране, завод выстоял и вышел на передовые рубежи электротехнической отрасли.

2000-e Производство комплектов тягового электрооборудования для городского транспорта, гидрогенераторов мощностью до 66 МВт, турбогенераторов серии ТТК мощностью до 110 МВт.

Начало нового века ознаменовалось новыми достижениями предприятия. За последние годы расширена линейка выпускаемых турбогенераторов для газовых и паровых турбин, что позволило предприятию выйти на рынок оборудования для электростанций с агрегатами мощностью 16 МВт и выше. Реформа энергетической отрасли России способствовала строительству и развитию энергообъектов крупнейших промышленных компаний страны. Сегодня ООО «Электротяжмаш-Привод» – один из ключевых поставщиков генерирующих мощностей для энергетики собственных нужд нефтяных, металлургических, других «гигантов», среди которых ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ЛУКОЙЛ», Новолипецкий МК, Кондапожский ЦБК.

С 2004 года предприятие начало осуществлять поставки асинхронных двигателей ДАТЭ-170 для современных вагонов метро «Русич». Завод изготовил уникальный тяговый агрегат для первого российского газотурбовоза ГТ-1, освоил выпуск электрооборудования для тепловоза с асинхронным приводом.

В 2007 году успешно прошли заводские испытания первого в России регулируемого взрывозащищенного синхронного электродвигателя РВСД мощностью 14 МВт. Эта машина может быть применена не только в нефтяной отрасли, но и на газопроводах в качестве эффективной и «экологичной» альтернативы газовым турбинам.

Расширены и модернизированы линейки асинхронных двигателей, на предприятии выпущен двигатель серии ВАО мощностью 5 МВт.

В 2008 году началось производство турбогенераторов принципиально новой конструкции, с трубчатым корпусом, серии ТТК мощностью до 110 МВт. Машины такого типа произведены в России впервые.

2010-e Выпуск первых асинхронных взрывозащищенных электродвигателей для ГЦНА АЭС. Пэкеджирование газотурбинных и газопоршневых электростанций.

В последние годы на заводе прошла модернизация, значительно обновлен станочный парк, производство сориентировано на передовые технологии. Современная техника, постоянное повышение квалификации персонала способствуют неуклонному улучшению качества выпускаемой продукции.

За 60 лет деятельности предприятия изготовлено более двух тысяч турбогенераторов и более двухсот тысяч электрических машин, двигателей и аппаратуры управления ими. «Электротяжмаш-Привод» сегодня продолжает производственные традиции Лысьвенского турбогенераторного завода и по праву считается одним из крупнейших в России производств по выпуску силового электрооборудования.

6202